Главная » Статьи » Мои статьи

Проблемы и перспективы использования компьютеров в учебном процессе

Использование на уроках учителями–предметниками компьютерных технологий требует решения новых педагогических, программно-методических, материально-технических задач. Традиционная средняя общеобразовательная школа сможет их решать, осуществляя систематическую целенаправленную работу по созданию информационно-образовательной среды школы. Но в настоящее время сложно, а может быть и невозможно, найти достаточно приемлемую готовую модель такой среды, и разработанные способы деятельности по её созданию.

Для перехода к реальным изменениям подсистем обеспечения и сопровождения учебно-воспитательного процесса, структур управления школой, нужно соблюдение следующих условий:

  • Наличие стратегической линии изменений, причём саму стратегию важно продумывать творческой группе, а не одному, двум авторам.
  • Нормативно-правовая база (положения, функциональные обязанности, должностные обязанности).
  • Соответствующее материально-техническое обеспечение.
  • Согласованность общешкольных планов с программой изменений.
  • Обученность педагогов.
  • Учебно-методическое обеспечение.
  • Научно-методическое обеспечение.

 

Первый шаг – обучение педагогов компьютерной грамотности – находит своё решение при прохождении курсовой подготовки при ИПКРО и ФИО. Но, вернувшись в школу, учителя  сталкиваются с рядом проблем:

  • Единственный кабинет информатики в школе перегружен.
  • Можно выполнить методические разработки уроков с использованием презентаций PowerPoint или использовать электронные учебники, но в кабинете учителя-предметника в лучшем случае только один компьютер, а его использование на уроке предполагает наличие мультимедийного проектора, которого нет.

 

Если школа имеет достаточное техническое обеспечение (в нашем случае это два компьютерных класса PentiumIII и три класса, оснащенных одним компьютером и проектором), то внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в учебную деятельность может реализоваться тремя способами:

  • Класс делится на две группы; одна из групп работает в режиме самообразования с использованием электронных учебников и др., роль учителя – организатор и консультант; в это время другая группа работает с другим учителем по изучению другого предмета во втором компьютерном классе.
  • Учитель работает со всем классом и ведет урок с использованием одного компьютера и проектора, чаще при объяснении нового материала. Уроки при этом могут быть интересными, яркими, запоминающимися.
  • Создание сайтов, проектов учащимися под руководством учителя – предметника и учителя информатики. Эта работа может проводиться как во время уроков, так и во внеурочное время с использованием проектных методик обучения.

 

С учетом материально-технического обеспечения и базисного плана школы (невозможно деление классов на группы при изучении многих предметов) предполагается только эпизодическое включение компьютеров в учебный процесс. Поэтому перед педагогами встают вопросы:

  • Как соотнести занятия в компьютерном классе с традиционными?
  • Как структурировать учебный курс, чтобы взаимозаменять структурные единицы раздела в зависимости от доступа в компьютерный кабинет?
  • Почему именно эти темы выбраны для изучения с помощью компьютера?
  • В чем дидактическая целесообразность применения компьютеров?
  • В чем эффект применения компьютеров?
  • Как изменится результат обучения, воспитания, развития ребёнка?

 

Прогноз возможных негативных последствий также не способствует переходу к нетрадиционным методикам обучения школьников:

  • Понизится мотивация детей при обучении без использования компьютера.
  • Изменятся темпы изучения тем, возможно нерациональное распределение времени на изучение различных разделов, так как учитель должен учитывать как требования базисного плана, так и возможности электронных учебников, объёмы информации.
  • Возможно отклонение от базового компонента содержания образования.
  • Возможны трудности, связанные с родителями школьников, другими педагогами, управленческими структурами.
  • Возможно низкое качество выполнения традиционных срезовых контрольных работ, так как в информационном режиме формируются не знания, умения и навыки (ЗУН), а компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция (КИТС).

 

Также существуют объективные проблемы, затрудняющие эффективное использование информационных технологий в учебном процессе:

  • Приобретённые в магазине программные продукты не соответствуют школьной программе; их уровень сложности недоступен обычному ученику средней школы (иногда и учителю); программы не предназначены для работы в сети; часто содержат ошибки.
  • Если технические возможности компьютера и программного обеспечения позволяют использовать программы, то нет разработанных методик или рекомендаций для их включения в учебный процесс.

Организация открытых уроков, семинаров, изучение опыта работы учителей- предметников, включающих информационные технологии в организацию обучения, ставит больше вопросов, чем даёт ответов. Понятно, что не может быть готового решения всех проблем каждой школы, но заинтересованные профессионалы должны работать и работают в данном направлении.

Медленное и неэффективное внедрение компьютеров связано с консерватизмом человека, любой системы, в том числе системы образования; но каждому ясно, что в обучении современных детей информационные технологии будут играть решающую роль.

Категория: Мои статьи | Добавил: MA_Kochub (20.05.2014)
Просмотров: 297 | Теги: компьютерные технологии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: