Главная » Статьи » Мои статьи

Опытно-экспериментальная деятельность школьников по физике и информатике с использованием образовательных возможностей интернет-технологий

Происходящая ныне информатизация общества, внедрение компьютерных технологий предоставляют новые возможности для модернизации и повышения качества преподавания предметов, развития познавательной деятельности школьников, освоения современных, быстро развивающихся информационных технологий  Интернетаи подготовки специалистов во всех областях знаний.

У школ нет возможности обновить морально и физически устаревшую материальную базу лабораторий, оборудование для физических практикумов. В основном осуществляется переход на использование в образовательном процессе виртуальных лабораторных и практических работ,но, физика – наука экспериментальная, преподавание ее только с помощью компьютера, мела и доски – неэффективно и совершенно недопустимо.Учащиеся должны иметь представление о реальности изучаемых объектов, но заниматься широко опытно-экспериментальной деятельностью, проводить практико-ориентированные занятия учитель на уроках не имеет возможностей, помимо этого у учителя большая загруженность оформления  различного рода документации, а такжезаорганизованность учебного процесса. В следствие этого, выстраивая работу по экспериментальной деятельности детей, более продуктивным становится использование практических домашних заданий: к примеру, ребёнок ставит опыты в домашних условиях, друзья, родители, родственники снимают его эксперименты на видеокамеру, фотоаппарат или телефон. Например, в 7 классах при изучении курса физики можно провести большое количество наблюдений и экспериментов по следующим темам: «Закон Паскаля», «Атмосферное давление», «Давление столба жидкости или газа», «Сообщающиеся сосуды», «Закон Архимеда», «Плавание тел». Главным мотивирующим фактором для подростка становится поиск информации в Интернете и размещение видеоматериалов на школьном сайте. Из группы таких детей всегда можно выделить тех, кто обладает более высоким уровнем познания в использовании различных программных средств, и заинтересован в более углубленном изучение предмета. Часто учителю информатики достаточно лишь подсказать, порекомендовать те или иные методы, быть наставником в организации такой деятельности. 

Привлекая детей к работе в сети с использованием различной цифровой техники, учителю очень важно четко представлять, какие возможности интернет представляет, и как они могут повлиять на эффективность обучения, не станет ли проблемой ребёнка отсутствие доступа к компьютеру и видеотехнике?

Опрос среди учащихся 7-х классов показал наличие подключения к Интернету88% учащихся, 100% учащихся имеют доступ, посещая родственников, друзей или школьный кабинет информатики.

Были поставлены задачи:

  • создать станицу на школьном сайте(с использованием  технологий Веб 2.0), на которой будут размещены видеофайлы с опытами (поставленными учащимися и их родителями в домашних условиях и снятых с помощью имеющейся техники);
  • создать атмосферу конкуренции и положительной мотивации для активизации опытно-экспериментальной деятельности.

Алгоритм реализации:

  • Учитель-предметник определяет основные направления опытно-экспериментальной деятельности учащихся, основные мотивирующие факторы.
  • Заместители директора, участвующие в проекте объявляют о начале конкурса видеоматериалов, который будет проходить на школьном сайте. Разрабатывается положение о конкурсе.
  • Классные руководители работают над повышением мотивации, активности учащихся, их родителей.В классах создаются творческие группы, состоящие из лидеров процесса.
  • В домашних условиях проводятся эксперименты, видеоматериалы самостоятельно или с использованием услуг модераторов размещают на странице школьного сайта.

Работа модераторов:

  • Подбор материала по разделам (теоретического и практического), проведение первоначального анализа.
  • Регистрация пользователей.
  • Обработка материала: конвертация при необходимости, форматирование в другие форматы gif и  swf.
  • Создание блога на сайте. Создание категорий раздела. Наполнение разделов материалами: вставкаgif-анимации и видеоинформации опытов (без указаний фамилий исполнителей).
  • Создание опроса на сайте. Голосование по категориям.
  • Обработка результатов голосования.
  • Перенос материалов в архив.
  • Публикация мониторинга участия пользователей, результаты голосования  опытов, публикация победителя, мониторинг участия задействованных лиц, используемой техники.
  • Оценивание работы модераторов.

Мониторинг результатов работы:

  • Общее количество учащихся 7-х классов – 77 человек.
  • Выполняли эксперимент, получили качественные видеофайлы  - 19 человек (26%).Проводили наблюдения, получили качественные видеофайлы – 26 человек (33%). Работали в группах – 16 из 19 человек (84%). 76% (14) учащихся использовали для постановки экспериментов и наблюдений информацию из Интернета.
  • Планируют продолжать опытно-экспериментальную и практическую деятельность – 56 учащихся (72%). Оказались не вовлечены –21 ученик (26%). 4 опыта были предоставлены учащимися других классов, заинтересовавшимися данным проектом.
  • Сняли более одного видеофайла – все 19 человек (100% от числа экспериментаторов). Минимальное число проведенных опытов – 2, максимальное -  6.
  • Используемые технические средства: цифровая видеокамера/фотоаппарат – 4 человек, видеокамера телефона - 15 человек.
  • В экспериментах принимали участие родители у 12 учащихся (у пятерых – мама и папа), 7 ученикам помогали друзья, не обучающиеся в этих 7 классах.

Услуги Интернет, которые были задействованы в ходе данной работы: видео, голосование, блог, опрос, YouTube, социальные сервисы. Сайт с опубликованными опытами: http://4sh.ucoz.ru

Вывод: публичность, обеспечиваемая сетевым взаимодействием участников проекта, стала сильным мотивирующим фактором и позволила значительно повысить активность школьников в опытно-экспериментальной деятельности.

Категория: Мои статьи | Добавил: MA_Kochub (20.05.2014)
Просмотров: 357 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: