Главная » Статьи » Мои статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования структур управления школой

Майорова Елена Борисовна (sh_4@rambler.ru)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» (МОУ СОШ № 4), г. Салехард, Ямало-Ненецкий АО

Аннотация

В школах ИКТ применяются в самых разных направлениях, при этом остаются актуальными вопросы распределения ответственности за их реализацию среди администрации. В статье описаны направленияинформатизации, для управления которыми полномочия могут делегироваться работникам школ. Ставятся задачи в формировании органических структур управления для реализации целей современного образования.

 

USAGE OF INFORMATION TECHNOLOGIES FOR THE IMPROVEMENT OF SCHOOL MANAGEMENT STRUCTURES

 

Annotation

Information technologies are used in different directions at school. The questions of responsibilitydistribution for their realizationamongadministration are still actual at the same time. The informatizationdirections are described in the article. The powers of informatization management can be delegated to the school employees. The tasksinintegral management structures formation are set for the aims realization of modern education.

 

В современной школе информационно-коммуникационные технологии применяются в самых разных направлениях, при этом остаются актуальными вопросы распределения ответственности за их реализацию среди администрации школы.

Вопросы управления качеством образования на региональных, муниципальных уровнях часто решаются с помощью создания новых структурных организаций – информационно-методических центров, центров ресурсного обеспечения, центров мониторинга качества образования, центров работы с одарёнными детьми  и т.п. В массовых школах, где руководящими работниками являются директор и заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе отсутствует возможность расширения различных служб. Поэтому  вопросы распределения ответственности за реализацию различных, особенно вновь вводимых  направлений, связанных с информатизаций,могут вызвать негативное отношение со стороны руководящих работников школы, так как директор будет вынужден включить эти дополнительные направления деятельности в должностные обязанности заместителей.

Эти сложные вопросы распределения ответственности и оптимизации управленческой структуры школы можно решить через технологию делегирования полномочий.Поэтому необходимым становится создание в школах проблемных творческих групп, команд, управляющих реализацией определенного направления в создании информационно-образовательной среды школы.

Делегирование полномочий можно осуществить, если руководитель передаст часть прав, ответственности компетентным педагогическим и инженерно-техническим работникам для выполнения ими управленческих функций, как в команде, так и лично.При этом ставятся задачи в формировании  органических структур управления школой(особенно инновационными проектами, протекающими в школьной среде)для более качественной и динамичной реализации целей современного качественного образования.

Примерный перечень направлений  информатизации, для осуществления которых в массовых школах полномочия могут делегироваться ответственным сотрудникам:

  • Руководство реализацией программ  инновационных площадок по созданию информационно-образовательной среды школы.
  • Мониторинг качества образования (например, «СтатГрад», независимое компьютерное тестирование школьников по общеобразовательным предметам, системы рейтингования).
  • Работа автоматизированных информационных систем (электронные журналы и дневники,  например, в системе «Сетевой город.Образование»).
  • Организация проектной, опытно-экспериментальной деятельности школьников с размещением материалов на сайте школы.
  • Организация участия школьников в различных дистанционных интеллектуальных конкурсах-играх, Интернет-олимпиадах.
  • Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Организация исследовательской деятельности  одарённых детей при совместной работе с высшими учебными заведениями.
  • Организация сетевых сообществ участников образовательного процесса.

Распределение ответственности создает предпосылки для формирования оптимальной структуры управления школой, которая предполагает:

  • минимальное число уровней руководства, так как деятельность групп, команд будет непосредственно подчинена директору;
  • целенаправленную работу высококвалифицированных специалистов, направленную на реализацию стратегических направлений развития школы;
  • предусмотрение изменений, быстрая реакция на них;
  • высокая эффективность и результативность управленческого и педагогического труда.

Вопрос мотивации в делегировании полномочий подчиненных играет важнейшую роль, поэтому в первую очередь важно решить проблемы  мотивации сотрудников, в том числе связанные с различными этическими моделями поведения, отражающими ориентацию человека на определенную систему норм,  ценностей и отношение к обязанностям: перфекционистскую, гедонистическую, утилитаристскую, прагматическую. Условиями мотивации прежде всего являются следующие условия, созданные в педагогических коллективах:

  • Обеспечен благоприятный морально-психологический климат, отсутствуют конфликты, поощряются взаимопомощь, взаимоуважение, есть понимание и ответственность за результаты работы.
  • Обоснованно распределена педагогическая нагрузка.
  • Созданы условия для повышения квалификации.
  • Используются справедливые формы стимулирования: фонд зарплаты, фонд доплат и надбавок, поощрение инициативы, благодарности, грамоты, награды.

Распределение ответственности между участниками образовательного процесса и формирование органических структур управления требует осуществления качественной и достоверной обратной связи. Это становится возможным при взаимодействии участников образовательного процесса через виртуальные приемные на сайте школы,  рефлексивное управление на основе мониторинга образовательной деятельности, создание и использование в управлении электронных баз данных.

Управление внедрением ИКТ в образовательный процесс школы приведет к более динамичному и системному их применению в массовой практике.

 

Результат системного применения информационных технологий в управлении будет состоять:

  • в получении образовательного результата нового качества;
  • в создании эффективных управленческих структур, быстро реагирующих на изменения в образовательной среде;
  • в интеграции всех информационные ресурсов, создании единого информационного пространства школы,
  • в автоматическом контроле текущих, промежуточных и итоговых результатов,
  • в сокращении времени на принятие управленческих решений и доведение их до исполнителей, осуществлении обратной связи.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: MA_Kochub (20.05.2014)
Просмотров: 302 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: