Главная » Статьи » Мои статьи

Инновационные структуры управления как условие реализации принципов открытого образования

Инновационные процессы как объект управления качественно отличаются от учебно-воспитательных процессов и требуют других способов реализации управленческих функций.

Новые образовательные технологии не могут эффективно и результативно применяться в структурах со старой организацией управления. Инертность организации обучения, слабое освоение и распространение организационных инноваций в сфере образования - основная преграда получения образовательного результата нового качества. Разработка организационных инноваций и их активная реализация, проведение политики в области применения новых технологий управления в образовании – основной путь повышения эффективности обучения. Причем эффективность образования, базирующегося на современных компьютерных, телекоммуникационных, дистанционных образовательных технологиях, существенно зависит от степени распространения организационных инноваций.

Современные школы существуют в стремительно изменяющемся мире, который характеризуется не только технологическими новациями, но и требованиями нового качества образовательных услуг, изменением стратегии и условий существования, функционирования, развития. Организационная система управления должна оперативно реагировать на требования внешней среды и внутреннего самоопределения. Для оперативной и постоянной адаптации образовательные системы должны пройти трудный путь по трансформации механистической (бюрократической) структуры управления в органическую структуру, к примеру, матричную.Способамитрансформации механистических структур в органические,  прежде всего, являются децентрализация и проектный подход.

Основополагающим принципом в матричном подходе является не совершенствование деятельности отдельных структурных подразделений, а улучшение их взаимодействия в целях реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной проблемы. Это требование выполняется за счет того, что параллельно с функциональными и линейными подразделениями создаются специальные органы (проектные группы, организационные комитеты) для решения конкретных задач инновационного развития. Эти проектные группы формируются за счет специалистов, находящихся на различных уровнях управленческой иерархии. Направленность структуры управления на конечный результат, а не на соответствие работы функциональным обязанностям, определяет как мотивационно-целевую ориентацию, так и новый подход к информационному обеспечению, организации, контролю и регулированию всей деятельности.

Ярким примером децентрализации управления в системе образования ЯНАО являетсяинновационный проект проведения межмуниципальных стратегических компетентностных игр, когда на основе делегирования полномочий департамент образования г. Салехард назначается региональным оператором по отработке технологий проведения, организации, информационного обеспечения проекта, создания инновационного поля.

Развитая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальной иерархией образуются за счет взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных и линейных подразделений, а также приглашенными специалистами  является достаточным условием для реализации принципов открытого образования.

При создании и использовании такого современного управленческого ресурса, в условиях Арктического региона в г. Салехардреализуются  следующие направления инновационного развития, связанные с интеграцией  образовательного пространства:

  1. Реализация проекта региональной инновационной площадки с освещением деятельности и проведением сетевых событий на сайте площадки.
  2. Проведение регулярных мероприятий, стратегических игр, компетентностных олимпиад, организованных в сотрудничестве сСанкт-Петербургским государственным университетом.
  3. Организация и проведение регулярных интенсивных каникулярных школ, слётов любителей науки  на базе специального учебного научного центра Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета.
  4. Привлечение общественных организаций к управлению образовательным процессом через открытие в школах классов специализированной направленности – казачьих кадетских классов.
  5. Формирование активного взаимодействия участников образовательного процесса в информационно образовательной среде сетевого педагогического сообщества на сайте http://netcity.ucoz.ru/.

Перспектива использования современных методов управления связана с сетевыми организационными структурами. Переход происходит постепенно, то есть традиционная иерархия последовательно обогащается горизонтальными связями прямого сотрудничества, в которых постепенно вытесняются бюрократические отношения.

Сетевое взаимодействие даёт возможность постоянно вводить инновации в систему образования и осуществлять адаптацию педагогического сообщества к нововведениям, инициировать педагогически значимые мероприятия.При этом фактической оперативной единицей становится скорее деловой проект, осуществляемый сетью, чем формальная  или неформальная группа людей. То есть, сети есть открытая среда, где будут рождаться инновации, которые способны распространяться, поскольку опираются на информационную мощь, предоставляемую новой технологической парадигмой.

Категория: Мои статьи | Добавил: MA_Kochub (20.05.2014)
Просмотров: 310 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: