Главная » Статьи » Мои статьи

Деятельность директора школы как менеджера в условиях оценки качества образования с использованием информационных технологий

Майорова Елена Борисовна (sh_4@rambler.ru)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» (МОУ СОШ № 4) г. Салехарда,

Ямало-Ненецкий АО

Аннотация

В статье приведены примеры деятельности директора школы как менеджера образовательных услуг при использовании автоматизированных систем оценки качества образования. Это - стратегическое планирование, управление по целям, определение измеряемых критериев качества, делегирование полномочий целевым группам, стратиграфический анализ на основании мониторинга, рефлексивное управление по результатам.

THE PRINCIPAL’S ACTIVITY AS A MANAGER UNDER CONDITIONS OF EDUCATION QUALITY EVALUATION WITH USAGE OF INFORMATION TECHNOLOGY (FROM WORK EXPERIENCE).

Elena Mayorova  (sh_4@rambler.ru)

Municipal establishment providing general education «Secondary school providing general education № 4» Salekhard, Yamalo-Nenets autonomous region

Abstract

The examples are given in the article showing the principal’s activity as a manager who uses computer-aided systems for education quality evaluation. They are strategical planning, special management, definition of evaluating criteria of quality, power delegation to special groups, stratigraphic analysis based on monitoring, reflexive management based on results.

Изменившиеся социально-экономические условия развития общества создали предпосылки для поиска новых путей управления образовательными учреждениями. Решение задач, стоящих перед школой зависит не только от функционирующей системы управления, но и от внедрения в практику системных методов управления качеством образования, новейших научно-педагогических технологий управления. Для осуществления руководства инновационным развитием образовательного учреждения в условиях оценки качества образования от руководителя-менеджера образовательных услуг требуются знания современного правового и информационного пространства образовательных услуг и умение осуществлять эффективную деятельность в нем, например, управление по результатам.

Качество образования как объект управления представляет собой сложный и многоаспектный феномен. Управление им требует оперативного поступления  к субъектам управления качеством образования точной и адекватной информации о текущих, этапных и конечных состояниях педагогических объектов и процессов. Мониторинг качества образования может решить эти вопросы как одна из процедур системы менеджмента качества образования, связанная с динамической оценкой образовательной системы, находящейся в состоянии инновационного развития.

Вопросы управления качеством образования на региональных, муниципальных уровнях часто решаются с помощью создания новых структурных организаций – информационно-методических центров, центров ресурсного обеспечения, центров по оценке качества образования и т.п. Директор школы, находясь в условиях нормативно-подушевого финансирования, не может просто увеличивать штат работников служб такого рода внутри образовательного учреждения, поэтому  в инновационных  условиях мониторинга качества образования он вынужден находить эффективные пути решения с помощью «обогащения» внутришкольного управления менеджерским подходом.

Исходя из данной концепции, в г. Салехарде в 2007 г была создана программа муниципальной экспериментальной площадки по теме «Информационно-технологическое обеспечение муниципальной системы оценки качества образования и реализация менеджерского подхода в управлении качеством образования образовательных учреждений  г. Салехарда». В 2009 г на базе МОУ СОШ № 4 по этой тематике был создан ресурсный центр.

Некоторые аспекты программы, связанные  с реализацией менеджерского подхода на основе оценки качества образования с использованием информационных технологий:

1.В теории менеджмента управление, основанное на постановке целей и оценкой их реализации, управление, при котором цель играет ведущую роль, называется управление по целям или целевое управление. Содержание целевого управления было реализовано через:

  • оценку стратегического положения и перспектив образовательных учреждений (SWOT-анализа)
  • построение «дерева целей», определение желаемых результатов, детализация результатов – этапных, текущих, итоговых
  • описание корректирующих действий, необходимых для достижения запланированных целей
  • создание подпрограмм, которые как модули были включены в программы развития четырёх общеобразовательных учреждений города
  • составлены календарные и сетевые планы реализации подпрограмм

2.Так как правовая компетентность является основным индикатором реализации менеджерских функций руководителями образовательных учреждений, одним из основных направлений деятельности стало создание нормативно-правовой базы:

  • по внутришкольной оценке качества образования
  • по измеряемым критериям качества образования в школе
  • по мониторингу, его информационно-техническому обеспечению
  • по рейтингу учащихся, педагогов, школьных методических объединений
  • по хранению баз данных и доступу к ним всех участников, безопасности информации
  • по процедурам тестирования, инструкциям участников процедур оценки на всех уровнях и т.п.

3.Качество управления определили как соответствие системе требований направленных на достижение наилучшей результативности. Для этого были определены измеряемые критерии качества образования для различных субъектов образовательного процесса:

  • на уровне ученика (результаты компьютерного тестирования учащихся по предметам федерального компонента, достижения учащихся в интеллектуальных состязаниях)
  • на уровне учителя и профессионального объединения (оценочные карты результативности работы учителей-предметников)
  • на уровне классного руководителя и класса (оценочные карты результативности работы классного руководителя и класса в целом)
  • на уровне родителя и общественной организации

При разработке критериев ориентировались на критерии конкурсов в рамках «Приоритетного национального проекта» для лучших учителей и лучших образовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии. При представлении этих результатов участникам образовательного процесса применяются рейтинговые технологии.

На уровне школы анализ и оценка внутришкольной системы обеспечения качества образования также проводится в режиме самообследования по методике В.П. Панасюка.

4.В массовых школах не получается вводить ставки заместителей директора по оценке качества образования, по информатизации, по мониторингу и т.п., а менеджерский подход к управлению школой директору не позволяет просто включить эти направления  работы в должностные инструкции заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Поэтому необходимым становится создание в школах проблемных творческих групп, команд, занимающихся процедурами мониторинга качества образования. Так как принцип делегирования полномочий рабочим (целевым) группам является одним из общих принципов управления в теории менеджмента, руководитель передаёт часть прав, полномочий, ответственности компетентным сотрудникам, объединённым в команду. При этом усложняется иерархия системы управления школой на структурно-функциональном уровне, и более качественно реализуются цели.

5.В большей степени оценка качества образования предполагает использование самых различных видов контроля. Контроль с нашей точки зрения является информационной основой для принятия управленческих решений, он проектируется и реализуется как технологический процесс на диагностической основе. Использование компьютерного тестирования даёт возможность для получения достоверной оценки результатов обучения учащихся, если имеет тотальный по сути характер. Обработка результатов многократных тестирований позволяет провести стратиграфический анализ учащихся, выделить группы, и принимать рациональные управленческие решения к учителю, конкретные педагогические меры точечного воздействия на ученика.  Интересным является формирование нравственных отношений между педагогом и учащимся: при контроле компьютера между учителем и учеником формируются в большей степени партнёрские взаимоотношения в совместной деятельности по улучшению результата.

Разработанный алгоритм универсален и может использоваться в управлении общеобразовательными учреждениями, но возникает вопрос  –  какие готовые программные продукты можно использовать для создания по такому алгоритму готовой автоматизированной среды управления образовательными системами? В настоящее время на рынке информационных услуг предлагаются продукты, реализующие отдельные функции автоматизированной среды управления (составители расписания, отчётов, тестовые оболочки, автоматизированные рабочие места, сетевые информаторы и т.п.) Но большинство этих продуктов не получается эффективно использовать в управлении массовой школой, так как недостатками является несоответствие отчётов требованиям образовательных систем управления, частое дублирование информации, необходимость ручного ввода информации небольшим количеством пользователей. Также сложно использовать опыт и программы других городов, регионов, так как существуют препятствующие факторы, например, долговременность реализации, высокая стоимость, отсутствие энтузиастов. Тем более в обычных школах отсутствуют программисты и этим вынужден заниматься учитель информатики.

Именно менеджерский подход к управлению школой на основе использования информационных технологий позволит решить проблемы, связанные с системными изменениями в системе образования, и повысить качество образования, управляя по результатам.

Категория: Мои статьи | Добавил: MA_Kochub (20.05.2014)
Просмотров: 402 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: